antisovetchina7 (antisovetchina7) wrote,
antisovetchina7
antisovetchina7

Categories:

Фемида – символ человеческого безблагодатного суда

Манькова О.А.

Не Фемида ли приговорила Христа к смерти?

17.04.2020 – Великая Пятница – память крестной казни Христа Спасителя.

Мучительная смерть Господа нашего Иисуса Христа не оказалась результатом примитивного уголовного преступления: Христа не растерзала разъярённая толпа, не зарезал наёмный бандит, не похитил маньяк-убийца...

Богочеловек Иисус Христос подвергся смертной казни «законно», т.е. по решению суда (вернее, судов (поскольку их было два): Синедриона и Пилата).

Рассуждая о неправедном суде человеков над Богом, чаще всего заостряют внимание на страданиях Господа от издевательств и побоев во время судилищ. Евангельский рассказ о юридической стороне «правосудия» над Иисусом Христом – как-то не вызывает особого интереса. Между тем именно юридические подробности «суда» над Богом наиболее ярко характеризуют чудовищное беззаконие безблагодатного человеческого суда вообще; а вынесение смертного приговора заведомо безвинному Богочеловеку – это абсолютный рекорд судебного беззакония.

В Синедрионе («районный суд») и у Пилата («областной суд») имели место и «показания свидетелей», и «заключение эксперта» (Ирода), и даже «ходатайство третьей стороны» – мольба жены Пилата: «Не делай ничего Праведнику тому». И, конечно же, – противоречивые обвинения при полном отсутствии доказательств. Процесс «сбора, анализа и исследования доказательств» также поразительно напоминает практику наших районных судов...

«Внутреннее убеждение» Пилата однозначно говорило о том, что Подсудимого хотят убить «из зависти», что Царь Иудейский абсолютно чист перед римскими законами. Тем не менее... Конец известен...

Особо хочу остановиться на страданиях Христа от творимого над Ним судебного беззакония.

Общеизвестно, что, чем более совершенен человек, тем более он чувствителен и раним; тем более болезненно ощущает всякую неправду. Что же тогда можно сказать о Всесовершенном Богочеловеке? Каково было Ему терпеть вокруг Себя гнуснейший, подлейший и грязнейший спектакль, обзываемый «судом» Синедриона и Пилата? Тем более, что, являясь Всеведущим Богом, Христос видел и знал неизмеримо больше, чем написано в Евангелии; Ему открывалось духовное зрелище гораздо мрачнее и невыносимее, чем доступно для человеческого восприятия.

Сами-то мы – как «взрываемся» от малейшей несправедливости по отношению к нам! А ведь нам (в большинстве случаев) эта несправедливость не грозит позорнейшей и мучительнейшей смертью! Почему же судебная (т.е. облачённая в тогу «законности») расправа над нашим Спасителем нас не очень-то волнует?

Полагаю, потому, что большинство из нас неправильно понимает смысл т.н. Божественного безстрастия.

«Безстрастие Бога не есть нечто мёртво-статическое <...>.»
«Бог безстрастен, но не безучастен в жизни твари. Бог любит, жалеет, сострадает, радуется, но всё это не вносит в Его бытие разрушения, относительности, СТРАСТИ.»
«Бог любит мир, действует в мире, приходит в мир, воплощается, страдает и даже умирает во плоти, не переставая быть неизменным в Своем надмирном бытии.»
«Бог есть весь – жизнь, весь – любовь, Бог есть свет, в Котором нет ни единой тьмы, т.е. тьмы страдания в смысле разрушения и умирания, тьмы неведения, небытия или зла, тьмы непреодолённых внутренних несовершенств и противоречий, провалов или срывов бытия.» («Старец Силуан. Жизнь и поучения.»)

Проще говоря, наши человеческие страсти – это действие смерти в нашем повреждённом естестве, а в Боге, конечно же, смерти нет и быть не может; соответственно, не может быть и страстей. Но безстрастие Бога не означает, что Бог не страдает; напротив, страдание Бога неизмеримо глубже человеческого. Поэтому беззаконное судилище человеческого безумия над Богом причиняло Иисусу Христу страдания, несоизмеримые и несопоставимые с нашими страданиями в районных и областных судах.

Можно ли сказать, что Христа судила – в лице Пилата – та самая Фемида, которая господствует и в наших районных и областных судах? – По-моему, та же самая. Мало того, есть основания сказать, что Христа та самая Фемида судила не только в лице Пилата, но и в лице Синедриона.

Но Фемида – это кто?

Лично меня образ Фемиды озадачил ещё в школьные годы, когда я впервые узнала о сей языческой «богине Правосудия». Повязка на глазах, символизирующая якобы безпристрастность, меня сильно смущала: как это можно судить, ничего не видя? А как можно взвешивать; тем более – карать, – вслепую?

Мне потребовались годы судебных разбирательств (т.е. многолетнее личное общение с Фемидой), чтобы ответить на эти и подобные вопросы.

Я пришла к выводу, что тысячелетняя печать христианства существенно исказила восприятие языческих божеств даже самыми закоренелыми атеистами, даже в самую дремучую советскую эпоху. Под влиянием христианства само слово «Бог» стало означать некий идеал, совершенство, образец для подражания, «то, как должно быть».

При этом в действительности образы языческих богов показывают вовсе не «то, как должно быть», а «то, как есть».

Именно в этом смысле – «то, как есть» – образ Фемиды гениально, ярко, запредельно точно изображает сущность земного, греховного, страстного, безблагодатного «правосудия».

В родном районном суде имеется очень неплохой витраж, изображающий Фемиду. Этот витраж мне приходилось видеть настолько часто, что я всерьёз задумалась о психологическом портрете сего языческого персонажа. Далее привожу получившийся портрет, напоминая, что языческие «боги» обуреваемы страстями ещё в большей степени, чем люди.

Фемида, «отвечающая» за правосудие, – женщина. Всем известно, что женщины по сравнению с мужчинами более эмоциональны, а эмоциональность как-то не очень способствует объективности.

Повязка на глазах (только на глазах или ещё и на ушах?). Мешающая, раздражающая тряпка. Способствует неуверенности, растерянности, ощущению собственной неполноценности; а это закономерно повышает агрессивность. Сказанное касается обоих полов. Далее – существенное различие. Если для мужчины повязка на глазах в первую очередь означает потерю зрения, то для женщины – искажение внешности, сокрытие природной красоты, невозможность «разговаривать» глазами и т.п.!!! Языческая богиня – обязательно молодая и красивая, а тут – её красоты никто не видит!!! Эта потеря для неё гораздо хуже потери зрения! Закономерно появляется страшенная обида на весь мир, отчаяние и жажда мести.

Большие чашечные весы (наверняка бронзовые) и меч. Тяжеленные вещи. Причём эту тяжесть почему-то следует держать в сильно вытянутых вперёд руках. Даже Геракл устал бы всё время этак держать ритуальные железяки, а Фемида – тоненькая слабая женщина! У неё спина болит, у неё руки «отваливаются»! Она готова вопить от боли и усталости! Нет у неё сил вникать во все ваши склоки и споры! Как вы все надоели! (Остаётся невыясненным подлинное назначение весов; что ими взвешивают: уж не приношения ли? Кто из соперников больше серебра принёс – тот и прав?)

Характерно, что полный образ Фемиды часто заменяется на сокращённый: изображение одних чашечных весов. Весы – нечто колеблющееся. «И нашим, и вашим за копейку спляшем»?

Таков портрет человеческого «правосудия»: злоба, истеричность, поверхностность, непоследовательность, необъективность и – главное – полное безразличие к нуждам просителей и, собственно, самой законности: повязка на глазах. «Глаза бы вас не видели!» – и не видят.

Фемида – концентрат человеческого эгоцентризма и тщеславия. Её суд – соответствующий; но следует отметить, что вероятность справедливого решения всё-таки отличается от нуля.

Фемида – символ человеческого безблагодатного суда.

Человеческий суд, даже если непритворно стремится к справедливости, сталкивается с неразрешимой проблемой: греховностью участников судебного процесса, которая выражается, в частности, в их непредсказуемой лживости. Самые низкие люди, как правило, весьма искусно прикидываются «обиженными» и т.п. Разобраться в хитросплетениях правды и лжи – по-настоящему трудно.

Альтернатива Фемиде – существует. Это – Боговидец Моисей, величайший святой Ветхого Завета, удостоившийся беседы с Иисусом Христом во время Преображения Господня.


Пророк Моисей Боговидец, беседовавший со Христом (во время Преображения Господня) незадолго до Его Распятия. Фрагмент иконы ХIХ века.

Пророк Моисей получил Закон непосредственно от Бога; он судил народ не по собственному произволу, а по Воле Божией. Вот у кого надо испрашивать вразумления на «совершенствование судебной системы»!

При этом не только в России, но и во всём православном мире (если верить интернету) освящено лишь два престола в честь Моисея Боговидца; причём один из них – в 2018 году.

Пророк Моисей – символ суда благодатного; человеческого, но с упованием на Бога. Практический вывод – надо строить храмы в честь Боговидца Моисея, тем самым отказываясь от убийственной языческой греховности Фемиды.

16.04.2020.
Источник: https://tsakaloktonos.livejournal.com/11368.html


Комментарий от Tsakaloktonos: (https://tsakaloktonos.livejournal.com/11368.html)
Дополню.
Греческая Фемида ныне нечто образное - "служитель Фемиды" мы говорим с иронией.
Но римским аналогом Фемиды является богиня Юстиция, а это уже серьезно: Министерство юстиции и т.п.


Комментарий от Митя:


Tags: Защита человеческого достоинства, Малоизвестные сведения, Православие как образ жизни, Человек и государство, Юмор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments